Авиационные
винты работающего двигателя самолета или сопровождающих его потоки воздуха. При этом 
наблюдаются обширные грубые повреждения тела. С появлением реактивных самолетов отмечены 
случаи засасывания в работающие двигатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.
  Повреждения, наблюдающиеся при падении самолета, весьма многообразны. Иногда по характеру 
обнаруженных на трупах повреждений можно в некоторой степени судить об условиях, при которых 
произошла катастрофа. Так, при падении самолета с большой высоты трупы погибших часто 
подвергаются расчленению. И напротив, при ударе самолета о землю во время горизонтального полета 
или при небольшом наклоне к земле расчленения трупов, как правило, не наблюдается.
  Для выяснения причин катастрофы большое значение имеет исследование крови и внутренних 
органов из трупов пилота и членов экипажа на предмет определения алкоголя (наркотиков) и окиси 
углерода. Эти исследования должны производиться вне зависимости от того, поставлены или нет 
подобные вопросы на разрешение экспертизы. Отравление окисью углерода возможно вследствие 
попадания в кабину пилота ее небольших количеств, тем более, что на высоте действие угарного газа 
усиливается.
  Обнаружение карбоксигемоглобина в крови трупов погибших, конечно, не дает возможности 
решить вопрос об источнике окиси углерода, поскольку последняя может образоваться в самолете при 
пожаре от разбитого огнетушителя и т.д. Одновременное нахождение копоти в дыхательных путях и 
ожогов слизистой оболочки дыхательного горла позволяет утверждать, что пострадавший находился в 
атмосфере пожара. Отсутствие всех этих признаков указывает на то, что труп обгорел уже после па-
дения самолета.
  При исследовании трупов в случаях авиационной травмы часто возникает вопрос об 
идентификации личности погибших. Для этого должны быть использованы особые приметы (татуи-
ровки, родимые пятна и т.д.), рубцы, зубные протезы, а также одежда и обувь. Иногда возникает 
необходимость в проведении реставрации трупа для последующего опознания.
  
  Пример.
   17 июня 1997 г. пассажирский самолет "Ан-2" потерпел катастрофу в Тульской области через 
несколько минут после взлета с аэродрома.
   На борту самолета находилось семь человек (пять пассажиров и два члена экипажа). Через 10 минут 
после взлета у самолета начал с перебоями работать двигатель. При аварийной посадке самолет зацепил 
шасси за высоковольтный провод линии электропередачи и рухнул на землю.
   В результате аварии пять человек погибли, а двое с множественными тяжелыми повреждениями в 
критическом состоянии доставлены в областную больницу.
  
  Проведение судебно-медицинской экспертизы при авиационной травме подразделяется на 
следующие этапы: выявление повреждений, свойств травмирующего предмета и механизма его 
действия; определение последовательности возникновения повреждений; группировка повреждений 
по свойствам и механизму действия травмирующих предметов; формулирование выводов о 
возможности образования всех обнаруженных повреждений при условиях, установленных органами 
Тэги: имеются, какую, Сколько, движущийся, отдельными, специфичност